Создание оперетты после оперной классики всегда сопряжено с определенным рис-ком. Потому что легкий жанр слишком тяжел для артистов оперы, считающих святая святых - вокал. Все остальное: драматургию, сценическую речь, легкость движения, танцы (непременное условие) - все надо осваивать, начиная с азов. С таким набором "неумения" при наличии хороших голосов и столкнулся режиссер. Кроме всего прочего, главный герой - акробат цирка. Пропитать спектакль духом цирковой среды, наполнить яркими балаганными мотивами Шапито, украсить выход на сцену достоверными трюками - такую сложнейшую задачу поставил перед труппой Александр Юрьевич. Идеей создать свой, донецкий, "Мистер Икс" с чистого листа он заразил всех постановщиков спектакля, от балетмейстера-постановщика до художника по созданию костюмов. Руководству театра хватило мудрости поставить оперетту на русском языке, в отличие от Киевского театра оперетты, где "Мистер Икс" заговорил по-украински. И зритель как-то охладел... А в качестве наглядного примера, как надо работать в жанре оперетты, режиссер пригласил российских артистов - Павла Иванова из академического театра "Московская оперетта", недавнего выпускника ГИТИСА (Мистер Икс) и Татьяну Климову из Ростовского музыкального театра (Мари ля Туш).

Как чертыхались, потели и тренировали гибкость мышц, делали растяжки, замысловатые танцевальные па и цирковые трюки солисты театра, осталось за кадром. Но, когда открылся занавес и после известной выходной арии Мистера Икса в свои права вступили эквилибристы, жонглеры, клоуны, дрессировщики, зал замер от восторга. Все сверкало, кувыркалось, двигалось, одна за другой менялись мизансцены. В этот яркий, искрометный цирковой колорит, созданный артистами балета, органично вплетались видеокадры старого цирка на экране, помещенном в глубине сцены. Кстати, видеоряд служил прекрасным дополнением к сценографии, которую мастерски создал художник-постановщик Сергей Спевякин.

Глядя на импровизированную арену, зритель с восторгом принимал цирковое шоу. Зажигала всех циркачка Мари. Татьяна Климова, кажется, превзошла самое себя, она садилась на шпагат, делала немыслимые сальто и кульбиты, с легкостью взбиралась по веревочной лестнице ввысь. Ее партнеру Евгению Удовину (Тони) ничего не оставалось, как держать эту головокружительную планку резвости, веселости и легкомыслия своей подружки, в которую он влюблен по самые уши.

С замиранием сердца следил зритель за партиями Мистера Икса и молодой богатой вдовы Теодоры Вердье. Ее роль исполнила 27-летняя донецкая артистка Валентина Феденева. Перерождение вердиевской Дездемоны в опереточную аристократку далось Валентине с величайшим трудом (долго сковывал страх, что собьется дыхание), но результат был ошеломляющим даже для самой солистки.  Превосходная пластика, легкость движений. Такое впечатление, что она родилась со всем этим набором артистизма и аристократизма и не было никаких изнуряющих репетиций.

Вообще, Павел, который шутил, что он ростом "без пяти минут два метра", и белокурая, нежная, хрупкая Валя отлично смотрелись на сцене. Красивые голоса и лица, стройность молодых актеров создавали впечатляющий эффект. Их арии и дуэты были настолько профессиональны, музыкально-зрелищны и гармоничны, что очарованный зал то и дело взрывался аплодисментами.

Вдохновенно-горящий взор был и у молодого дирижера, еще одного дебютанта оперетты Владимира Врублевского, очарованного, как и весь оркестр, музыкальным колоритом и композиторским письмом великого мастера оперетты.

Весело встретил зал состязание в битье посуды Мари и ее свекрови, мадам Каролины. Солистка театра Валентина Иванченко, сыгравшая эту роль, и ее партнер по сцене Александр Левчишин (Пеликан) не хуже молодых зажигали в танцах. Комедийность, воздушная легкость и динамика спектакля не могли не увлечь публику. Три часа пролетели незаметно. Думается, что новое детище театра станет лидером по популярности.

После премьеры корреспондент "Донецкого кряжа" поспешил за кулисы.

- Валентина, с премьерой вас и замечательным исполнением роли.

Валентина Феденева: - Спасибо, как и все, кто сегодня выходил на сцену, я очень волновалась. Ведь оперный жанр и оперетта - разные вещи. Совмещать вокал и танцы (а их было немало) сложно. Но благодаря упорным репетициям, нашему режиссеру Александру Юрьевичу, российским артистам Павлу и Вале, с которыми я успела подружиться, все получилось. Да и сын с папой волновались за меня. Думаю, порадовался за меня и мой педагог, профессор музыкальной академии, народный артист Украины Николай Семенович Момот, класс которого я закончила два года назад.

Павел Иванов: - Валя сделала огромный шаг в плане актерского мастерства, голос у нее замечательный. Она совершенно преобразилась, стала другой: гибкой, грациозной, кокетливой, на репетициях вытягивалась как струна. Считаю, дирекция правильно делает, что на премьерные показы приглашает артистов из разных театров. И у меня было совершенно непонятное ощущение, когда после плюс 10 в Москве я попал в 40-градусную жару Донбасса. Хочу сказать, что певцам легче петь, когда температура прохладная, но ничего, адаптировался. У вас очень хорошие, приветливые люди, потрясающее руководство театра, очень теплые отношения сложились с директором театра Василием Рябеньким. Даст Бог, будем сотрудничать и дальше. Донецкая публика необыкновенно теплая, чуткая. Очень доволен сегодняшней премьерой, нет слов - одни эмоции.

- Татьяна, вы были вне всяких похвал, ну настоящая циркачка!

Татьяна Климова: - Да, моя донецкая Мари - девочка очень спортивная, шаловливая и не без легкомыслия. Образ, который я играла в Донецке, отличается от того, что играю в родном театре. Спасибо руководству, что с пониманием относится к моим вояжам - Ростов - Донецк. Мне очень понравилась донецкая постановка оперетты "Мистер Икс", она отвечает всем требованиям зрелищности. Это очень важно на сегодняшний день.

  - Александр Юрьевич, почему решились на окончательный переезд в Донецко этого вы были у нас приезжим режиссером?

- Когда Донецкий театр сделал мне предложение, я не смог от него отказаться. В Ростовском театре, где я в то время работал, начали складываться какие-то неблагоприятные для творчества отношения. А здесь, напротив - все благоприятствовало. С ноября прошлого года я - главный режиссер театра. До этого поставил на донецкой оперной сцене "Фальстаф" Верди, концерт и оперетту "Веселая вдова". После этого наши отношения определились. Доволен, что сделал такой выбор, поскольку здесь есть понимание руководства театра и создана самая благоприятная атмосфера для творчества. К тому же в театре в течение 20 лет не было главного режиссера. Это накладывало определенный отпечаток на сцениче-ские моменты. То есть работы очень много. Хочется пересмотреть некоторые репертуарные вещи и сделать несколько новых спектаклей, которые были бы современными, сценически насыщенными и активными.

- Почему взялись за "Мистера Икс"?

- Все произошло не сразу, мы долго размышляли, прежде чем остановиться на оперетте. Выбор во многом определил кризис. Театр должен выживать, и мы думаем о создании не только просто хороших, а обреченных на успех спектаклей. Опера - жанр академический, тяжелый, и мы хотим его чуть-чуть разгрузить. Безусловно, мы будем ставить новые оперные спектакли, какие, пока не решили, но "Мистер Икс" возник уже реально. Эта оперетта ни разу не была поставлена за все существование театра.

Последнее слово за главным дирижером театра Василием Василенко, просидевшим весь спектакль в зале.

- Василий Яковлевич, ваша оценка премьеры?

- Думаю, реакция зала на происходящее на сцене, аплодисменты, которые звучали во время арий, дуэтов, секстетов, ансамблей, свидетельствуют о том, что спектакль прошел с большим успехом, что на этой сцене родился новый спектакль под кодовым названием "Мистер Икс".

Екатерина КУЦЕВА. Фото Татьяны Саржевской.


         Закрывая театральный сезон  и прощаясь с публикой до осени, чтобы развеять грусть расставания и оставить от уходящего сезона хорошее послевкусие, труппа Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко преподнесла зрителю на редкость блестящий подарок - премьеру оперетты "Мистер Икс" по мотивам едва ли не самого аристократического произведения Имре Кальмана "Принцесса цирка".

        Поставил спектакль Александр Лебедев - известный уже дончанам режиссер, отныне главный, к слову, поменявший российскую прописку на украинскую.
"Мистер Икс" - по-донецки
Статьи: 1, 2, 3, 4, 5
Статьи: 1, 2, 3, 4, 5
Hosted by uCoz